Краткий гид по стилям интерьера. Исторические стили (продолжение)
Старинные стили: барокко, рококо, неоклассицизм, ампир
Период старинных стилей оставил не только отдельные образцы мебели, но и целые интерьеры (Версаль, и другие дворцово-парковые комплексы).
Барокко
В барочном периоде (XVII – XVIII века) истории интерьера выделяют следующие основные направления: французское барокко (стиль Людовика XIV) и английское барокко, в котором для дизайнеров наибольший интерес представляют стиль королевы Анны и стиль Томаса Чиппендейла, опубликовавшего в 1754 году первый в истории мебельный каталог.
В XVIII веке в Северной Америке формируется оригинальный колониальный стиль, заимствующий черты европейского барокко.
Барокко характеризуется насыщенностью декора и ансамблевостью – впервые появляются мебельные гарнитуры.
Рококо
Стиль рококо характерен для Франции эпохи правления Людовика XV. В стилях интерьера выделяют также предшествовавший рококо стиль французского регентства (1715-1726). Эти направления, продолжая стилистику барокко, усиливают причудливость и насыщенность декора.
Неоклассицизм
Во Франции – это стили Людовика XVI и стиль Директории, в Англии – стиль Роберта Адама, стиль Джорджа Хепплуайта и стиль Томаса Шератона.
Неоклассицизм появился как отказ от излишней причудливости рококо.
Ампир
Разделяют французский ампир (Стиль Бонапарта) и английский эклектический ампир, в котором отличились такие дизайнеры, как Томас Шератон (поздний), Томас Хоуп и Джордж Смит.
Ампир является логическим продолжением идей неоклассицизма с усилением монументальности, помпезности и даже некоторой тяжеловесности.
Поздние исторические стили
К поздним историческим стилям относятся эклектизм, историзм, романтизм, боз-ар, бидермейер, модерн, ар-деко, конструктивизм и ампир XX века.
Середина XIX века была для архитекторов и дизайнеров мебели периодом творческих исканий, если не сказать метаний. Совершившая промышленную революцию Англия становится законодательницей мод. Британский имперский стиль, характеризующийся широким использованием самых разнообразных как исторических, так и этнических элементов, даёт толчок к зарождению общеевропейских эклектики, романтики, историзма, боз-ара и целого ряда кратковременно живущих и неустойчивых стилей.
В раздробленных германских княжествах рождается «немецкий ампир» - бидермейер, своей домашнестью и уютом противопоставляемый помпезным стилям великих империй. Бидермейер – один из немногих стилей эпохи исканий, который находит широкое применение и в наше время.
Очередной отказ архитекторов и дизайнеров от перегруженности разнородными элементами декора породил модерн – стиль цельный, умеренно декорированный, в меру эклектичный. Модерн главенствовал во всей Европе в последнее десятилетие XIX века и два первых десятилетия века XX.
В конце 20-х годов модерн плавно перетёк в ар-деко, стиль более смелый, более эклектичный и более монументальный.
В те же годы родился конструктивизм – как противопоставление всем, существовавшим ранее стилям.
В середине XX века в СССР и в Германии произошло возрождение ампира – имперского стиля.